PDA

Просмотр полной версии : есть тема для спора


VooDoo
19.10.2006, 14:10
Рок и шансон – близнецы-братья
Когда говорят, что изрядное число россиян предпочитают шансон всем другим музыкальным жанрам, говорят не всю правду. Забывают упомянуть, что русский рок – зачастую тот же шансон, только в упаковке для другого покупателя.

Подождите сурово хмурить брови. Вопрос далеко не так прост, как предполагается большинством адептов одного-единственного жанра. У шансона с русским роком куда более близкая связь, чем с джазом или хеви-металом. Собственно, зачастую превращение юного рок-фаната в немолодого любителя шансона происходит на протяжении короткой студенческой жизни. И чем дальше от Москвы, тем неизбежнее.

Русская кухня

Еще лет 20–30 назад по дворам да по кухням пели под гитару все подряд. Но ведь не Пугачеву или Кобзона пели, а вполне определенные вещи – дворовые, босяцкие, кабацкие, блатные. И русский рок. Вперемешку. То Розенбаум, то Макаревич. То Аркаша Северный, то Константин Никольский.

Сразу оговорюсь, сами рок-музыканты так никогда не считали. Они-то все родом из «Битлз» или «Роллинг Стоунз», никак не меньше. Кто пообразованнее, те родом из «Пинк Флойд». И стоять-то рядом с Аркашей Северным им зазорно.

Впрочем, не всем. Андрей Вадимович Макаревич в последние годы с удовольствием поет шансон с легкой примесью джаза, выпустил только что с Оркестром креольского танго уже пятый альбом. Заметьте, альбом «Старая Машина» – это песни той самой старой «Машины», но в стилистике шансона. Посидел я на презентации в КЗ «Мир» и пришел к нелегкому выводу, что Макаревич всю свою «Музыку под снегом» ведь так и задумывал когда-то – легкий интеллигентный шансон, блатняк без блатных.

Тут легко запутаться в терминологии. Скажем, Иван Московский считает, что это он в 1996 году придумал общее название всему жанру дворовой песни – «русский шансон». Есть версия, что этот термин впервые появился в обиходе во Франции, когда на пластинках Вертинского 30-х годов, а потом и Высоцкого с Галичем стали писать ознакомительное «chanson a la russ», то есть «русская песня». Термин подхватили шустрые американцы, и в 80-х в журнале Billboard появились чарты русской нецензурной музыки, которую американские эксперты стали называть все тем же русским шансоном.

Что уж говорить о терминах в шансоне, коли даже понятие «русский рок» не все понимают и принимают? Русский рок как отдельный музыкальный жанр, не имеющий аналогов в мире (как ни крути), родился из скрещения общепринятого мирового рока с могучей русской литературной традицией. Если же вспомнить тоталитарный контекст советских 70-х, то понятна чуткость русского рока к свободному искреннему слогу. До сих пор рок-слушатель с легкостью улавливает фальшь в голосе фронтмена и презрительно кидает: «Попса!»

Но вот что странно: точно такая же реакция на ложь и у любителя шансона! Почитайте форумы – сколько негодования вызывает, например, песня, где заключенные нетрадиционной ориентации садятся за стол с ворами в законе и выслушивают от них наставления про правильную житуху. «Этого не может быть никогда!» – восклицают негодующие голоса. Никогда вор не сядет за один стол с «опущенными», и никакой характерной хрипотцой и прочими жанровыми стандартами ложь не задрапировать.

Так чем же русский рок и русский шансон так близки, кроме слова «русский»? И того, что первый почти никакого отношения не имеет к классическому року, второй – к классическому шансону?

Музыка под снегом

Проведите опыт. В любом аудиопроигрывателе замедлите скорость воспроизведения песни, скажем, ДДТ. Раза в два. Не правда ли, сильно напоминает кое-что из русского шансона? Можно сделать и обратный опыт. Взять песню Михаила Круга и ускорить в два-три раза. У вас наверняка получится почти русский рок. Отчасти этот нехитрый фокус объясняется сходством рисунка ритм-секции и использованием преимущественно минорных гармоний в обоих жанрах.

Однако ведь вербальную начинку подменить нельзя. Что у нас с текстами? Каким глаголом жжем сердца? Сравним для чистоты эксперимента тексты известных исполнителей в своих жанрах, не замеченных в заступах на территорию друг друга. Упомянутого Макаревича вычеркиваем, Скляра с его сольным Вертинским тоже, «Агату Кристи» – туда же, Шевчук сам практиковал в «Единочестве» (и не только) шансон, Гребенщиков «засыпался» на том же Вертинском. М-да, не такое простое это дело.

Возьмем изысканного декадента Эдмунда Шклярского и на примере текстов рафинированного «Пикника» попытаемся доказать, казалось бы, невозможное. «Пикник» и шансон – две вещи несовместны?

Вот цитата из песни «Я почти итальянец»:

Ты думал – мы дети белого холода,
Ты думал – мы больше не сделаем шаг
И новые ветры вернутся не раньше,
Чем ты досчитаешь до ста.

Ты думал – дыхание наше глубоко,
Ты думал – наверно, мы скованы сном.
А мы открыли двери и окна настежь,
А иначе зачем это все.

А вот цитата из песни Михаила Круга «Чифирнуть бы ништяк»:

Пар клубит изо рта – не беда,
И еще протянуть бы чуть-чуть.
Поломать может жизнь, это – да,
Но не всех удается согнуть.

И досадно, конечно, встречать Новый год,
Из закуски имея одну только пайку,
Холод крепко в объятия ночью берет
И ныряет заточкой меж ребер под майку.

Тема обретения личной свободы через преодоление внешних препятствий подана под разными стилистическими соусами. Что не мешает использовать одни и те же образы: дыхание в морозную ночь, ветер, отсутствие сна, движение как символ жизни. И оба текста подводят к главному условию выживания – горячему сердцу: «Вот сейчас мое сердце расплавится, / Я почти итальянец» и «Не замерзнуть душой бы, / Ведь главное это».

При всей волатильности поэтических качеств обоих текстов (оставим окончательные оценки литературоведам) сходства в них больше, нежели различий. Что уж говорить про городской романс Андрея Макаревича или эпос Юрия Шевчука? Теперь вспомним сходство гармоний и ритмических структур. Что же получается?

Вышли мы все из народа

Оба жанра выросли примерно в одно и то же время в одной стране. Шансон активно повествует о страданиях притесняемых «ментами» «нормальных пацанов». Рок-музыка повествует об активно притесняемых государством свободных людях, любящих настоящий рок. Итак, в основе вербального высказывания обоих жанров – протест. Протест наложился на смешанную русско-еврейскую распевность и, как ни странно, еврейско-англосаксонский бит (одесские песни и битловский альбом «Help!» отличались мелодикой, но не ритмикой). Получился неведомый ранее жанр.

Только в случае с преобладанием темы «за жизнь» в блатном аспекте – а в СССР чуть ли не каждый третий сидел, а каждый второй его стерег – получался тот самый шансон. А если «за жизнь» хотел высказаться битломан или стиляга, неизбежно получался русский рок.

Тем, кому вообще нечего было сказать, приходилось играть чистую музыку, не испорченную вмешательством словесного разума, например хеви-метал или джаз. Эти преуспели меньше всех. Играть лучше зарубежных первоисточников они так и не научились, а от своего народа признания так и не дождались.

Близнецы-братья

… И все же. Зачем Макаревичу понадобилось переделывать старую «Машину»? Он говорит так: «Бывают песни одноплановые, которые как сыграны, так и звучат, и больше с ними ничего делать не надо, а бывают песни, в которых заложено больше, чем сделано в аранжировке, и они подразумевают второе, третье прочтение, как хорошая пьеса. Таких песен набралось тринадцать. Мы сознательно пошли на то, чтобы наши аранжировки не напоминали оригиналы «Машины», – иначе не стоило и затевать все это дело».

Вопрос об экспериментах с шансоном и Вертинским я задал и Александру Ф. Скляру. Он рассуждает так: «Есть люди, которые поют Вертинского. Есть люди, которые поют романсы. Есть люди, которые играют рок-н-ролл, играют цыганскую музыку. Но нет артиста, который все делает одновременно. А я это делаю. Сегодня я могу играть электрический «Ва-Банкъ», а завтра петь Вертинского во фраке».

Нет-нет, я не ждал от рок-музыкантов признания в любви к шансону. Думаю, если бы я спросил аналогичное у Л. Успенской или А. Новикова, они тоже вряд ли бы сознались, что по ночам слушают «Машину времени» или «Пикник». Дело не в словах.

«Я люблю такую музыку, потому что она – о жизни. Обычно ее слушают люди много пережившие, настрадавшиеся. Мне она просто по душе, а мат – это еще одна сторона, конечно же не лучшая, но ведь жизнь состоит не только из розовых красок и красивых слов, а музыка – это лишь зеркальное отражение нашей жизни...»

Это написала одна из почитательниц шансона, но могла бы написать фанатка Александра Лаэртского или группы «Ленинград». Знаете, на сайтах есть такая фишка: если вы заходите с российского IP-адреса, вам показывают русское меню. Если с английского – английское.
Так вот, русский рок и русский шансон – близнецы-братья.
Только у слушателей разное меню.

(с) Гуру Кен

Awakener
23.10.2006, 16:51
Да уж...наконец-то прочитал.
Впервые такое слышу, но тема интересная, есть над чем поразмыслить...:wichtig:
Пойду поставлю ДДТ на проигрыватель пластинок и замедлю в 2 раза, посмотрю, что получится:smile:

Vic
22.02.2007, 20:54
Тут надо-бы тогда еще поразмыслить над авторской песней....
Сходство есть, но только.... есть но....
На мой взгляд основное различие в узконаправленности мировозрения шансона. У Макаревича, кстати, ьыли такие строки : " .. блатняк окрестили шансоном..". Я думаю весь смыс "Русского шансона" сводится к тюремной тематике (а мне она почемуто неблизка) и довольно примитивной музыке (бывают исключения). Кризис жанра.
Руский Рок болие прогрессивно относится к музыке( послушайте тот же "Мир номер ноль" ДДТ), т.е. попытка собрать воедино хард, классику, и электронную музыку.
У Макаревича я думаю тоже был эксперимент . Удался или нет судить публике.

Best regards. Vic

D-7
12.03.2007, 17:25
Рок и шансон – близнецы-братья


(с) Гуру Кен

Ну я бы сказал что ШАНСОН и Нигерский Реп,вот это точно браться близнецы,только эти братья разговаривают на разных языках:wish:

mr.Lazy
15.04.2007, 16:29
занятная темка. да,думаю Макаревич был прав! кстати, предлагаю Вашему вниманию пару вещиц. вторая звучит как явный стеб над блатной лирикой...
а первая о любви :smile4: но внимание! ненормативная лексика:smile:
http://ifolder.ru/1601389

GaGaRiN
15.04.2007, 16:47
D-7 сказал хорошо! :turn:
не буду хвастаться но мой папик когда то играл с Макаревичем и Укупниковым в группах, когда они еще известными не были :smile2:

Axumac
15.04.2007, 18:31
Мощно задвинул, идея интересная, развить можно, только слегка ошибаешься в первоистоках, но в основном верно. Была такая интересная мысль у Лукьяненко, точно уже не помню и где, про чела, который шансон пародировал. То есть пел во всех традициях жанра, соблюдая все правила как с точки зрения стиля, так и текста, но всё равно это была пародия. И самое смешное, что пародийность замечали именно любители рока.
"Рок-музыка повествует об активно притесняемых государством свободных людях, любящих настоящий рок." Немного неправильно с точки зрения причинно-средледственной связи. По твоему, если забрать рок, то не будут претеснять, а на деле - не будут претеснять, не будет рока. Послушай БГ после распада СССР- "рок мёртв, а я ещё нет".
Рок изначально - неформат, но в этом свои пакости. "А вот наш самый присамый неформалистый неформал, самый главный анархист" Сами слова - "главный анархист" всегда вызывали у меня улыбку. Я тоже играю в рок группе,но ношу короткие волосы, так я неформал среди неформалов.
Посчитай направления рок музыки (причём только русской), каждая более-менее известная группа уникальна,поэтому и становится известной, "середнечки" пропадают. Чуть что так ты косишь под Арию, АК, Алису, Аквариум (чёт много "А", надо будет на эту тему тоже исследование провести) А теперь посчитай направления шансона. Возможно говорю предвзято, но лично я никогда не могу разлечить одной песни от другой.
Только не путать с авторской песней! Авторскую я бы назвал роком(неформатом) среди шансона.
Я подвожу мысль к тому, что русский рок всеобхватывающь, искря и сверкая тысячей граней ( для красного словца), и какая-то из его граней могла впитать в себя часть шансона, но не наоборот.

ольга_рок
20.04.2007, 14:09
в принципе согласна с тем, что рок и шансон близки. не близнецы, но и не очень далёкие родственники. и в роке, и в шансоне можно найти отголоски чего-то общего.

Distortion
20.04.2007, 16:08
лично я (без обид) в таких случаях считаю, что людям нехрена делать, и не надо изобритать велосипед короче.
если слэйер замедлить в 5 раз и убрать все кроме баса то может попса получится))). чем хэви отличается от трэша дэта блэка итд? не скоростью и тяжестью?

GaGaRiN
20.04.2007, 17:36
Скорость и тяжесть ?! а что на твой взгляд значит тяжесть ?! это когда до фига и больше palm mute'a или много аккордов?! знаешь можно было бы играть какой нить рок в стиле progressive но туда вставить голос как у Кори Тейлора или блэковский ....и многие будут считать это невипатым роком.....каждая составная часть группы - бас, гитара, голос, ударные ...и составляют стиль.....убери из того же самого Slayer'а барабаны и запусти биток Linkin Park или Papa Roach... как думаешь что ты увидишь ?! я думаю тот же линкин парк или папу роач....но голос выдаст все ....да и гитара ..так что убирать что-то и говорить что стиль смениться не стоит .....этого не будет .....при условии если конечно остальные будут играть как и играли !

Distortion
21.04.2007, 14:31
Скорость тоже составляет стиль!Поэтому по моему не нужно говорить типа ускорим в 10 раз Сэт Ангер Металики и получим кил эм ол. Скорость тоже часть направления.

GaGaRiN
22.04.2007, 23:26
не спорю скорость тоже важная вещичка, но все же не главное что определяет

Axumac
23.04.2007, 02:56
Чувак, для начала дайка своё определение рока и русского рока.

starrrME
02.05.2007, 05:24
Эхх.......Все мы родом из народной песни, давай ценить шо есть!:guitpl:

V-Spot
07.05.2007, 23:41
В шансоне совсем другая тематика текстов! По этому я бы не называл рок и шансон близнецами.

Вобще шансон и блатняк сейчас очень похожи, разница в том что в блатных песнях тексты конкретно о ворах, о тяжелой судьбе пацана и тд. А шансон это что то между блатным жанром и авторской(бардовской,) песней.

Вобщем я с автором не согласен.

Cemper
10.05.2007, 14:42
Вообще если судить с точки зрения замедления и ускорения песен , то многово недобьешься ведь даже из самой забойного трека можно сделать попсу как бы то небыло прискорбно! Но как бы то нибыло РОК он остается РОКОМ а шансон шансоном

MaxiDrum
22.08.2007, 03:09
Что ж, бывает!:unsicher:

Nautilus
08.03.2008, 23:16
Интересная темка....
Но думаю не стоит что-то ускоять или замедлять - так можно что угодно из чего угодно получить! Хоть панк из оперы!!!
Однако определённое сходство между русским роком и шансоном есть. Рок блещет глубиной текстов, а вот шансон не особо..., хотя есть и исключения (М.Круг например).
Сравните хотя бы такие песни Круга как Письмо маме, Кольщик или День как день, и например ПилОт - Тюрьма, god@pisem.net или Nautilus - К Элоизе. Слова конечно разные, но мысль, чувства....

leksgit
09.03.2008, 01:51
Темка класная:class:
Когда читал вспомнил песню Чижа-Хочу чаю. И в самом деле очень большое схотство по смыслу с шансоном но ето выложено в оптимистическом исполнении, а шансон писемистичен.
И поетому я отдаю придпочтение року:jok:

Stratig
11.03.2008, 19:12
на мой взгляд главное отличие тематики - в мировоззрении. шансону свойственен какой-то быдловатый фатализм, его можно описать примерно так: от я убил тут, сбежал из тюрьмы, но я ж не виноват-эт жизнь такая. а меня не принимают в дом родной, ни в местный сходняк.. а друзья все на зоне, менты их гады не выпускают.. Главный страх - быть изгоем, есть стремление к стаду.
А в роке ведь наоборот. Это ТЫ такой, а не жизнь, она твоя и ты ее творец! И рокер изначально готов быть один, его это не пугает. В конце концов это естественно - человек один. рождается один и умирает тоже один...
А стремление к стаду (не коллективизм!!!!) - это слабость.. не случайно гопота ходит толпами... потому шансон - это песня слабых и бессовестных, пытающихся оправдать себя тем что человек перед судьбой ничто. а на самом деле судьба - это сумма поступков каждого.

ЗЫ:а пикник не трожьте-эт трансцендентальное...прежде чем понять что там у шклярского на уме надо почитать пару-тройку энциклопедий символов, и оч.много другой литературы. там многие образы очень многогранны. и основная идея всего творчества там как в средневековой живописи - некое противопоставление, проотивоборство сознания и подсознания, земного и небесного, мечтательных образов и реальных

K-Rock
12.03.2008, 00:11
Народ, вы определитесь говорите ли вы о том что такое шансон в принципе или о том что такое шансон в России.
Я часто езжу в маршрутках. Водилы там зачастую врубают радио-шансон. Так вот на волнах этого радио я слышал и блатняк, и чижа, и Чайфов и даже Арию, правда только лирическую. Что ж мне теперь Арию шансоном считать?

bandatoda
12.03.2008, 01:09
Stratig
БРАВО!!! :smile3:

Stratig
12.03.2008, 01:50
ой..не смущщайти... просто наболело уже и тут как раз повод высказаться.
меня всегда добивало то, что наш народ в основе своей следует принципам, которые как раз и легли в основу шансона. это плохо...тонее это х@ёво!!! у меня из знакомых людей, причем людей далеко неглупых и достаточно продвинутых в музыкальном плане многие считают скажем проблему, приведенную в кипеловском Пророке простым пафосом для-ради того чтобы слова отвечали мызыке, а уж никак не реальным аспектом взаимоотношений человека с собой и обществом.. пусть не каждого..но человека. почему нормальным должно быть признано то, нормально для молчаливого большинства.. ведь есть другие. и они не хуже...
не люблю шансон...сильно... с детства.
ЗЫопять таки. о шансоне мы говорим о русском, потому что то что есть шансон реально (Ознавур, Мотье) у нас называется "эстрадная песня"

K-Rock
13.03.2008, 17:58
Ну если говорить о русском шансоне...:schlecht: то я промолчу

Artas
15.03.2008, 22:27
Stratig,
полностью с тобой согласен в обоих ответах. :)
даже если шансон и есть в каком-то смысле родственник роГу, то как говориться - в семье не без урода. :)

ChordMAN
15.03.2008, 22:56
Чего все гонят на шансон?? Настоящий шансон родом из Франции. (Надеюсь, все слышали Джо Дэссена) А то что называют русским шансоном - это просто тупые блатные песни. Это не шансон.:prof:

Ещё слышал такое название "рок-шансон". Чё такое кто-нить знает?

Iron man
07.05.2008, 20:32
Рок и шансон – близнецы-братья
Когда говорят, что изрядное число россиян предпочитают шансон всем другим музыкальным жанрам, говорят не всю правду. Забывают упомянуть, что русский рок – зачастую тот же шансон, только в упаковке для другого покупателя.

Подождите сурово хмурить брови. Вопрос далеко не так прост, как предполагается большинством адептов одного-единственного жанра. У шансона с русским роком куда более близкая связь, чем с джазом или хеви-металом. Собственно, зачастую превращение юного рок-фаната в немолодого любителя шансона происходит на протяжении короткой студенческой жизни. И чем дальше от Москвы, тем неизбежнее.

Русская кухня

Еще лет 20–30 назад по дворам да по кухням пели под гитару все подряд. Но ведь не Пугачеву или Кобзона пели, а вполне определенные вещи – дворовые, босяцкие, кабацкие, блатные. И русский рок. Вперемешку. То Розенбаум, то Макаревич. То Аркаша Северный, то Константин Никольский.

Сразу оговорюсь, сами рок-музыканты так никогда не считали. Они-то все родом из «Битлз» или «Роллинг Стоунз», никак не меньше. Кто пообразованнее, те родом из «Пинк Флойд». И стоять-то рядом с Аркашей Северным им зазорно.

Впрочем, не всем. Андрей Вадимович Макаревич в последние годы с удовольствием поет шансон с легкой примесью джаза, выпустил только что с Оркестром креольского танго уже пятый альбом. Заметьте, альбом «Старая Машина» – это песни той самой старой «Машины», но в стилистике шансона. Посидел я на презентации в КЗ «Мир» и пришел к нелегкому выводу, что Макаревич всю свою «Музыку под снегом» ведь так и задумывал когда-то – легкий интеллигентный шансон, блатняк без блатных.

Тут легко запутаться в терминологии. Скажем, Иван Московский считает, что это он в 1996 году придумал общее название всему жанру дворовой песни – «русский шансон». Есть версия, что этот термин впервые появился в обиходе во Франции, когда на пластинках Вертинского 30-х годов, а потом и Высоцкого с Галичем стали писать ознакомительное «chanson a la russ», то есть «русская песня». Термин подхватили шустрые американцы, и в 80-х в журнале Billboard появились чарты русской нецензурной музыки, которую американские эксперты стали называть все тем же русским шансоном.

Что уж говорить о терминах в шансоне, коли даже понятие «русский рок» не все понимают и принимают? Русский рок как отдельный музыкальный жанр, не имеющий аналогов в мире (как ни крути), родился из скрещения общепринятого мирового рока с могучей русской литературной традицией. Если же вспомнить тоталитарный контекст советских 70-х, то понятна чуткость русского рока к свободному искреннему слогу. До сих пор рок-слушатель с легкостью улавливает фальшь в голосе фронтмена и презрительно кидает: «Попса!»

Но вот что странно: точно такая же реакция на ложь и у любителя шансона! Почитайте форумы – сколько негодования вызывает, например, песня, где заключенные нетрадиционной ориентации садятся за стол с ворами в законе и выслушивают от них наставления про правильную житуху. «Этого не может быть никогда!» – восклицают негодующие голоса. Никогда вор не сядет за один стол с «опущенными», и никакой характерной хрипотцой и прочими жанровыми стандартами ложь не задрапировать.

Так чем же русский рок и русский шансон так близки, кроме слова «русский»? И того, что первый почти никакого отношения не имеет к классическому року, второй – к классическому шансону?

Музыка под снегом

Проведите опыт. В любом аудиопроигрывателе замедлите скорость воспроизведения песни, скажем, ДДТ. Раза в два. Не правда ли, сильно напоминает кое-что из русского шансона? Можно сделать и обратный опыт. Взять песню Михаила Круга и ускорить в два-три раза. У вас наверняка получится почти русский рок. Отчасти этот нехитрый фокус объясняется сходством рисунка ритм-секции и использованием преимущественно минорных гармоний в обоих жанрах.

Однако ведь вербальную начинку подменить нельзя. Что у нас с текстами? Каким глаголом жжем сердца? Сравним для чистоты эксперимента тексты известных исполнителей в своих жанрах, не замеченных в заступах на территорию друг друга. Упомянутого Макаревича вычеркиваем, Скляра с его сольным Вертинским тоже, «Агату Кристи» – туда же, Шевчук сам практиковал в «Единочестве» (и не только) шансон, Гребенщиков «засыпался» на том же Вертинском. М-да, не такое простое это дело.

Возьмем изысканного декадента Эдмунда Шклярского и на примере текстов рафинированного «Пикника» попытаемся доказать, казалось бы, невозможное. «Пикник» и шансон – две вещи несовместны?

Вот цитата из песни «Я почти итальянец»:

Ты думал – мы дети белого холода,
Ты думал – мы больше не сделаем шаг
И новые ветры вернутся не раньше,
Чем ты досчитаешь до ста.

Ты думал – дыхание наше глубоко,
Ты думал – наверно, мы скованы сном.
А мы открыли двери и окна настежь,
А иначе зачем это все.

А вот цитата из песни Михаила Круга «Чифирнуть бы ништяк»:

Пар клубит изо рта – не беда,
И еще протянуть бы чуть-чуть.
Поломать может жизнь, это – да,
Но не всех удается согнуть.

И досадно, конечно, встречать Новый год,
Из закуски имея одну только пайку,
Холод крепко в объятия ночью берет
И ныряет заточкой меж ребер под майку.

Тема обретения личной свободы через преодоление внешних препятствий подана под разными стилистическими соусами. Что не мешает использовать одни и те же образы: дыхание в морозную ночь, ветер, отсутствие сна, движение как символ жизни. И оба текста подводят к главному условию выживания – горячему сердцу: «Вот сейчас мое сердце расплавится, / Я почти итальянец» и «Не замерзнуть душой бы, / Ведь главное это».

При всей волатильности поэтических качеств обоих текстов (оставим окончательные оценки литературоведам) сходства в них больше, нежели различий. Что уж говорить про городской романс Андрея Макаревича или эпос Юрия Шевчука? Теперь вспомним сходство гармоний и ритмических структур. Что же получается?

Вышли мы все из народа

Оба жанра выросли примерно в одно и то же время в одной стране. Шансон активно повествует о страданиях притесняемых «ментами» «нормальных пацанов». Рок-музыка повествует об активно притесняемых государством свободных людях, любящих настоящий рок. Итак, в основе вербального высказывания обоих жанров – протест. Протест наложился на смешанную русско-еврейскую распевность и, как ни странно, еврейско-англосаксонский бит (одесские песни и битловский альбом «Help!» отличались мелодикой, но не ритмикой). Получился неведомый ранее жанр.

Только в случае с преобладанием темы «за жизнь» в блатном аспекте – а в СССР чуть ли не каждый третий сидел, а каждый второй его стерег – получался тот самый шансон. А если «за жизнь» хотел высказаться битломан или стиляга, неизбежно получался русский рок.

Тем, кому вообще нечего было сказать, приходилось играть чистую музыку, не испорченную вмешательством словесного разума, например хеви-метал или джаз. Эти преуспели меньше всех. Играть лучше зарубежных первоисточников они так и не научились, а от своего народа признания так и не дождались.

Близнецы-братья

… И все же. Зачем Макаревичу понадобилось переделывать старую «Машину»? Он говорит так: «Бывают песни одноплановые, которые как сыграны, так и звучат, и больше с ними ничего делать не надо, а бывают песни, в которых заложено больше, чем сделано в аранжировке, и они подразумевают второе, третье прочтение, как хорошая пьеса. Таких песен набралось тринадцать. Мы сознательно пошли на то, чтобы наши аранжировки не напоминали оригиналы «Машины», – иначе не стоило и затевать все это дело».

Вопрос об экспериментах с шансоном и Вертинским я задал и Александру Ф. Скляру. Он рассуждает так: «Есть люди, которые поют Вертинского. Есть люди, которые поют романсы. Есть люди, которые играют рок-н-ролл, играют цыганскую музыку. Но нет артиста, который все делает одновременно. А я это делаю. Сегодня я могу играть электрический «Ва-Банкъ», а завтра петь Вертинского во фраке».

Нет-нет, я не ждал от рок-музыкантов признания в любви к шансону. Думаю, если бы я спросил аналогичное у Л. Успенской или А. Новикова, они тоже вряд ли бы сознались, что по ночам слушают «Машину времени» или «Пикник». Дело не в словах.

«Я люблю такую музыку, потому что она – о жизни. Обычно ее слушают люди много пережившие, настрадавшиеся. Мне она просто по душе, а мат – это еще одна сторона, конечно же не лучшая, но ведь жизнь состоит не только из розовых красок и красивых слов, а музыка – это лишь зеркальное отражение нашей жизни...»

Это написала одна из почитательниц шансона, но могла бы написать фанатка Александра Лаэртского или группы «Ленинград». Знаете, на сайтах есть такая фишка: если вы заходите с российского IP-адреса, вам показывают русское меню. Если с английского – английское.
Так вот, русский рок и русский шансон – близнецы-братья.
Только у слушателей разное меню.

(с) Гуру Кен

ЕРЕСЬ!:uck2: :uck2: :uck2: СЖЕЧЬ ЕРЕСЬ!!!:uck2: :uck2: :uck2: :uck2:

Koljuchka666
07.05.2008, 23:02
я тоже позволю себе не согласиться с автором... подход к музыке ..смысл...то,как музыканты всё преподносят,для кого преподносят и с какой целью они это делают у рокеров и шансонщиков всё полярно разное...... из Франции шансон или откуда из другого места не знаю. доводилось слышать лишь российский:uck: по сему и делаю такие выводы